Страх возводит стены, Любовь строит мосты

Иногда мне становится страшно и тревожно. Это неприятно. Я как маленький ребенок боюсь и ощущаю свое бессилие перед чем-то грозным. В такие моменты я вспоминаю о Боге. Молитва идет от сердца. Я молюсь и взываю к Отцу. Это настолько естественно, что происходит само собой. Инстинктивно. Но нет в этой естественности ни любви, ни доверия. А понимание об этом приходит намного позже, когда все прошло, я спокоен и могу размышлять.

О чем я думаю в эти минуты страха? Ход моих мыслей прост и понятен. Маленьким человеком, которым я был много лет назад, когда целиком зависел от своих родителей, я боялся неодобрения и стремился изо всех сил заслужить их любовь. Так и теперь, я боюсь Его наказания и отвержения. Боюсь, что Он вдруг лишит меня своей поддержки, любви и покровительства.

Целый поток чувств может пройти через меня в такие минуты. Страх и тревога, отчаяние и беспомощность, незащищенность, разочарование, досада и уныние, неуверенность, отвращение к себе. И я бесконечно каюсь, оправдываюсь, ругаю себя и других, торгуюсь и даю обещания, прошу защитить и избавить меня от чего-то страшного.

Думаю, такие переживания свойственны любому мало-мальски религиозному человеку, верующему в некую Высшую Силу. Но я христианин, или по крайней мере пытаюсь им быть. Я задаюсь вопросом, – что отличает меня как христианина?

В нашей церковной традиции есть размышление о страхе Раба, Наемника и Сына. Раб боится прогневать своего хозяина из-за страха наказания. Наемник опасается за не выполненную работу, так как это грозит уменьшением заработка. Сын же боится огорчить отца своей нерадивостью. Каждый имеет некий страх, но у всех он разный. Страх Божий может начинаться со страха Раба, но должен иметь направление роста к страху сыновнему, переходя постепенно в чистую любовь к Небесному Отцу.

И не стоит торопиться и рассуждать, о том, где я на этой шкале. Я раб или наемник? Или с моим стажем духовной жизни возможно уже и сын?

Каждый из нас разбросан по этой шкале. В одних ситуациях я могу быть рабом, а в других наемником или сыном. Достаточно лишь внимательно понаблюдать за собой. Расклад станет ясен. И у каждого он свой. Каждый кусочек нашей души находится на своем лишь Богу известном уровне развития. На уровне развития или деградации, в зависимости от направленности моих усилий.

Ветви древа Страха Божия во мне растут в разные стороны. Плоды моих духовных усилий висящие на них расположены одни выше, одни ниже. Корни же этого древа уходят глубоко в почву моей психики и питаются тем, что там есть. А там у меня много всякого.

Страх Раба … На первый взгляд он вызывает презрение, непринятие  или по крайней мере снисхождение. Наемник, тоже звучит оскорбительно. Я не хочу быть рабом и не хочу быть наемником. Это как-то неприятно. Хочется сразу, минуя младшие и средние классы стать старшеклассником. Или академиком.

Но повторюсь – мы разбросаны, расщеплены. Одни наши части застряли внизу, другие где-то выше. А некоторые и до состояния Раба не дошли из-за малодушия. В духовной жизни, чтобы преодолеть свои грехи, надо понять, где находятся корни этих грехов. А чтобы увидеть корни, надо покопаться в земле.

Малодушие это трясина. Это та часть нашей душевной почвы, которая сформировавшись в детстве, у многих приобрела устойчивые черты характера. Такая трясина не может дать сил душе, но способна забрать из нее, то немногое, что с трудом удалось приобрести. О, сколько наших сил ушло и уходит в трясину малодушия!

Поселяясь в нашей психике, в корнях, малодушие заставляет паниковать и мешает трезво мыслить. Оно обесценивает наши силы и переоценивает стоящие перед нами трудности. Уступая в малом, ты проваливаешься все глубже. Малодушие как бумеранг раз за разом возвращает не решенную тобой по недостатку твердости духа задачу. Вот только с каждым разом это задача становится вдвое сложнее. И в итоге чтобы выбраться, сил понадобиться потратить во много крат больше.

В русском языке слово «грех», изначально по значению соответствовало понятию «ошибка», «огреха». Аналогично и греки обозначали понятие греха словом ἁμάρτημα, означающим «промах, погрешность, провинность, непопадание в цель», а иудеи — словом ‏חֵטְא‏‎ «хэт», означающим «непреднамеренный грех, промах».

Когда у человека занижена самооценка, когда в его характере присутствует малодушие, а ему постоянно говорят, что он грешный, то недолго и до уныния дойти. Поэтому нельзя застревать на мыслях о своей промахах и ошибках, на мыслях о совей греховности. Надо помнить, что мы созданы по образу Божию и призваны достичь подобия Его. Надо беспрестанно поднимать попранное знамя своего достоинства, радости и любви. Относиться к Богу, как к заботливому и любящему Отцу.

Если же посмотреть выше, в духовную плоскость, в ветви древа, то мы увидим там страх Божий. И страх этот питаясь нашим малодушием, приобретает фантастические формы. Он чрезмерен.

Святые отцы говорили, что грех – это когда нарушается мера. Отсутствие страха Божия в человеке уводит его от цели и приводит в бесчисленным ошибкам. Чрезмерный же страх перед Богом парализует его волю и добавляет к находящемуся этажом ниже душевному, мирскому малодушию еще и малодушие духовное.

И видя бесчисленное множество своих грехов и неудач, устав от своего бессилия, иной махнет рукой и перестанет бороться. Другой же создаст со временем свой «духовный закон». Застрянет в магии обрядов, не понимая или боясь признаться себе в том, куда он попал.

Но на каком бы уровне человек ни был, выход есть всегда. Нужна осознанность и трезвость. Осознанность, как фонарь направленный внутрь и освещающий тьму нашей психики. Тьму, где своеобразно переплетены корни и гниль, комья земли, песка, воды и глины.  Трезвость – как способность на честный диалог с собой и Богом. А диалог с Тем, Кого боишься, возможен лишь когда страх этот умерен.

Дьявол кроется в мелочах. Не уступайте в духовной жизни в малом, полагая, что это меньшее зло. Думая, что в чем-то важном я себя проявлю. Каждая уступка в малом будет лишь еще сильнее лишать вас сил и духа. Бейтесь за каждую, именно для вас нелегкую «мелочь». Когда вам тяжело, когда кажется что не осталось сил и ничего не получается, в самое время воскликнуть «теперь или никогда»!
Наши победы будут укреплять дух, а малодушие будет разрушать его.

Проанализировав неудачу, не думайте и не зацикливайтесь на ней. Думайте о своих победах и помните их. Такие мысли будут питать вас, придавая сил.

Не бойтесь ничего. Не бойтесь конфликтов, ни внешних, ни внутренних. Не уходите от них. Конфликт как кризис в болезни, как кочка в трясине, поможет оттолкнуться в правильном направлении. А страх Божий осознаваемый нами, будет толкать нас к победе над малодушием.

Попробуйте упражнение: один день – или хотя бы один час – прожить так, чтобы из вас не выходили малодушные и унылые мысли. Попробуйте иметь, по слову старца Паисия, светлые помыслы обо всем. Находите доброе объяснение всему. Прибавьте к этому по словам отца Андрея (Конаноса) молитву: «Господи Иисусе Христе, спасибо, что Ты меня любишь, прощаешь и принимаешь таким, какой я есть».

Чтобы ушли пустые мысли, важно почувствовать, что ты – любимое дитя Бога.
Люди не понимают, что человек – существо наделенное по образу Божиему мысленной энергией. Своими малодушными мыслями мы привносим в мир дисгармонию и теряем силы. Для здоровой духовной жизни надо иметь и здоровую душу (психику). Вот почему нам нужна осознанность наших реакций, рефлексия и работа над собой. Надо ли говорить, что такая работа над собой принесет нам радость и облегчение еще в этой жизни, а тем более в жизни вечной.

Мы все неофиты. Мы уверовали и встали на духовный путь в большинстве своем будучи взрослыми, а многие и первыми в семье. Впереди глубокий снег по пояс и колючки. Следы наших предков давно прошедших этим путем уже заросли колючим кустарником и были заметены снегом. Связь поколений нарушена.

Остались только письма, дневники и книги. Нам предстоит каждому идти и падать, протаптывая путь для себя и для тех, кто пойдет за нами. Падать от бессилия и отчаяния, лежать согреваясь теплом молитвы, вставать, идти вперед и радоваться жизни.

Ведь никакая, самая продвинутая и приближенная к реальности компьютерная игра не сравниться с игрой под названием «Жизнь». Этот реальный, полный любви и боли, радости и печали, полный достижений, ошибок и скорби квест, каждый должен пройти единственный раз. Пройти как учебу, как подготовку, как полигон. Пройти, а не просуществовать отгородившись забором из своих защит и фантастических мечтаний. Пройти чтобы научиться чему-то важному. А умерев в этой игре проснуться в реальной жизни под названием Вечность.

Здесь в этой матрице нужно научиться чему-то такому, без чего в вечной жизни придется очень тяжело и горько. Именно поэтому игра под названием Жизнь, где все пишется начерно, сделана такой, чтобы все в ней было не понарошку.

Помните? «Дние лет наших в нихже седмьдесят лет, аще же в силах осмьдесят лет, и множае их труд и болезнь». Горе тем, кого реальность и длительность этой игры ввела в заблуждение, и кто стал играть в нее только лишь ради земного удовольствия, позабыв о том, что будет внезапное Game Over.

Но помните, что Господь всегда рядом! Он с нами и Он говорит нам: “Не бойся”!

Знакомый флотский рассказывал, что слышал и о таком петровском указе, по которому если нашли матроса, не вернувшегося из кабака на корабль пьяного лежащим головой в сторону своего корабля, то бывало отделывался такой гуляка лишь легким испугом, мол перебрал конечно, но все же стремился назад, хоть и не дошел.

И бойтесь и радуйтесь, но идите вперед. Доверие и любовь к себе и к Богу силой берутся. Господь помилует нас не за результат, а за старание!

This entry was posted in О морали. Bookmark the permalink.

Comments are closed.