Экзистенциональная фрустрация, или почему так много самоубийств

Изучая проблемы современной педагогики, мы приходили к выводу о том, что в воспитательном плане у нас есть огромная дыра, сквозняк которой является убийственным, притом не в переносном, а в прямом значении этого слова. Динамика роста самоубийств среди молодёжи связанна с их неудовлетворенностью потребности в смысле жизни. Диагностировали мы эту проблему как Экзистенциональную фрустрацию.

В опыте моей педагогической работы было преподавание в  магистратуре на кафедре «Педагогики высшей школы и управления учебными заведениями». Основным контингентом наших слушателей были директора школ и их заучи. Изучая проблемы современной педагогики, мы приходили к выводу о том, что в воспитательном плане у нас есть огромная дыра, сквозняк которой является убийственным, притом не в переносном, а в прямом значении этого слова. Динамика роста самоубийств среди молодёжи связанна с их неудовлетворенностью потребности в смысле жизни. Диагностировали мы эту проблему как Экзистенциональную фрустрацию.

Конечно, на волне «декомунизации» я могу  показаться «не модним», хотя и не стремлюсь им быть. Но из своего, уже не малого опыта работы в сфере педагогики, я могу с уверенностью сказать, что в СССР была одна из лучших в мире образовательных систем. Уровень знаний, которыми обладали в выпускники советских школ, был, для того времени, самым высоким.

То же самое я могу сказать и о системе советского воспитания. Речь идет в данном случае не о содержании, а о форме. Октябрята, пионеры, комсомол, партия, все это водительствовало  нравственностью советского периода, и не в обиду будет сказано современным «борцам с советским наследием», она была на десять голов выше, чем та, которую мы имеем сегодня среди нашей молодежи.  Тимуровские команды создавались по велению сердца, а не по приказу партии. Потому что с самого юного возраста детей учили уважать старших, помогать младшим, заступаться за слабых.  Я был участником этого процесса и имею право сравнивать какими мы были тогда, и какими мы стали сейчас.  Школьный учитель был «полубог», его боялись и его  уважали. Директор школы –  это Зевс на Олимпе. Если тебя вызывали за какое то нарушение к самому директору школы, это было сродни Страшного Суда. Нам и в голову бы не могло прийти что бы школьник мог матом послать учителя на уроке, что бы родители кричали на преподавателей в присутствии детей, что бы на выпускном вечере у нас на столах отрыто стояла водка. Я мог бы еще долго перечислять что было бы невозможно  тогда, и что стало обыденностью сейчас. И все это будет не в пользу современности.

Валять памятники, горлопанить о «тоталитарном наследии СССР» можно сколько угодно. Создайте хоть десятую часть того, что был создано для людей в Советском Союзе, и тогда вы получите право на то, что бы обличать. Я каждое лето отдыхал на море по профсоюзным путёвкам, которые брали мои родители за копейки на работе, и все мои одноклассники тоже. А это было простые рабочие семьи. Ни у кого из них не стояли пальцы веером. Мы одевались не ахти как, но никто не чувствовал себя от этого ущербным. Потому что все были равны.

За годы перестройки и последующей украинизации мы благополучно разрушили все то, что было создано в советский период. И это касается не только пионерских лагерей, бесплатного образования, медицинского обслуживания и прочь, но и того хорошего, что было в воспитательной модели СССР. Моральный кодекс «Строителя Коммунизма» был по сути перифразом Евангелия, и по нем жили люди в этой стране. Какая же альтернатива было создана за период “свідомої самостійності” Украины? Правильный ответ – НИКАКОЙ.

Но никакого воспитания не бывает по умолчанию. Оно в любом случае хоть каким то, но будет. Человека будет воспитывать социальная среда и ее законы, средства массовой информации, общественная мода и прочь. Все это в совокупности воспитало «поколение Пепси-колы». Людей, для которых смыслом жизни стало – получение удовольствия и наслаждения.  Но за их фасадом спрятана правда Пустоты. Это черное зияющее Ничто, которое поглощает в свою дыру отчаявшиеся, унылые души. Она все время расширяется, а скорость вихревого потока, который всасывает в нее людей становиться похож на торнадо. Война, страшное послемайдановское обнищание большинства людей, долги за коммунальные услуги, безденежье, отсутствие возможности лечиться, и хоть как то сносно жить, полуголодное существование, безработица, невозможность выплатить кредит, толкают многих людей на последний отчаянный шаг. Да именно многих, об этом не говорят, но я, как священник знаю –  сейчас самоубийства людей стало уже не редкостью, а обыденностью.

Что мы можем, и должны предложить людям в качестве спасительного лекарства от этой беды. Только одно – Веру. Но, сказать одно это слово будет не достаточно. Советская атеистическая мировоззренческая модель несостоятельна уже по тому, что она не выходит за границы самой себя. Это закрытая модель, которая в смысловом плане беспомощная. Какой смысл жизни может быть у атеиста? Воспитать детей, которые тоже умрут? Построить лучший социальный мир, но и он сгорит когда закончится термоядерная реакция на Солнце. Эта звезда сожжёт все, что находиться в пределах ее системы. Переселиться на другую планету? Но период жизни нашей галактики, тоже имеет свои сроки. Все что имеет начало во времени, будет имеет в нем же и конец. Это утверждает не религия, а наука. Так в чем же смысл? Его не может быть там, где есть всевластвующий закон  всепоглощающей смерти.

Общерелигозная интуиции говорит о том что Творение значительно сложнее чем мы можем себе даже представить,  и выходит далеко за рамки наших эмпирических знаний. То что доступно нашему естественному и научному опыту, есть лишь ничтожно малая часть общего многообразия Мира.  Наша биологическая жизнь, на нашей планете, является лишь одной из форм разнообразных видов бытия умного творения, живущего в многомерных мирах.  Существование личности человека в скафандре животного есть важная, но временная личностно-формирующая стадия его подготовки к подлинному бытию. Но от этой стадии зависит качество его жизни в той плоскости Мира, которая выходит за границы времени и и называется нами Вечность. Путь в иные  миры, после разделения души с телом, ведет сепарирующий туннель, который в разных религиозных традициях описывается разными символическими образами, но суть от этого не меняется.

Если душа обладает качественными характеристиками мира нижнего, ада, то она идет в тот мир, которому она соответствует. Описание ужаса того мира выходит за рамки человеческих возможностей. У нас нет опыта, и соответственно слов, которые могли бы описать его реалии. Так же как и нет слов, что бы наименовать свойства мира Горнего. Апостол Павел пишет что «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». 1 Кор. 2:9. Общее положение то, что жизнь человеку дана для того. что бы создать в себе личность которая соответствует замыслу Божию о ней. Мы сами скульпторы своего образа. А значит жизнь человека наполнена глубочайшим смыслом. Все случающееся в ней имеет важнейшее значение для формирования нашей личности, и не является случайностью. Боль, страдания, скорби и разного рода испытания – жернова, которые обтачивают и шлифуют грани будущего алмаза человеческой ипостаси. Бога даёт нам краски и кисти, но рисуем себя мы сами. Понимание той метаморфозы, которая должна произойти с человеком, придает его жизни глубочайший смысл, и чувство ответственности за каждый прожитый день.

Печально что часто преподавание «Основ Христианской этики» или «Православной культуры» сводится к фольклорно-лубочному обрядоверию, за узорами которого теряется вся полнота картины. Непонимание сути веры, ее глубинного смысла, цели и задачи, которые стоят перед истинным христианином, являются причиной того, что под флагом религии вещи происходят убийства, завоевания, борьба за власть, ведутся войны, и прочь. Человек рисует в своем сердце обезьяну веры, ложную икону «бога» и считает что это и есть истина. Это то, что сейчас происходит на нашей Родине. Я не могу вместить в свою голову, как могут люди, которые верят во Христа, невинного Страдальца, проповедующего Любовь, в том числе и к врагам, брать дубинки, избивать людей, захватывать храмы, призывать к расправам с инакомыслящими. Как можно соединять в себе зло с добром, ненависть с любовью, насилие с всепрощением. Эти люди носят кресты и рясы, держать в руках Евангелие, но это суть волки в овечьих шкурах, ряженые слуги диавола, за которыми идут плоды их «проповеди». Конец им их уже готов, и суд над ними уже свершился. Осталось только ждать когда приговор будет приведён в исполнение. Время оттянуто что бы эти антихристы в рясах, еще могли покаяться. Но вместо этого они  только умножают свои беззакония, и усугубляют свою вину. Конец их не за горами.

Для нас же важно понять. Если наша система образования не сможет дать нашим детям достойную мировоззренческую модель, которая бы четко и не двусмысленно дала  им понять что есть главное, а что второстепенное в этой краткой земной жизни, которая смогла бы выстроить их внутреннюю аксиологию согласно Высшей Правде, а не изменчивым социальным ценностям, – то мы навсегда потерям не только наших детей, но и нашу Родину. В ней начнут жить не люди, а социальные животные, которые будут есть друг друга как крысы в бочке и гимн Украины можно будет начинать петь  уже пропустив наречие и отрицательную частичку.

Протоиерей Игорь Рябко

This entry was posted in Методические материалы. Bookmark the permalink.

Comments are closed.