Картинки букваря


Кто-то, возможно, укорит меня в ностальгии по минувшим временам и канувшим в лету эпохе и стране, или в том, что я осуждаю все новое и современное. Надеюсь, все же читатель не будет ко мне строг. Я не идеализирую прошлое и стараюсь не критиковать нынешнее. Но, вероятно, я не могу быть объективной, вспоминая свое детство, своих учителей, семью, друзей, мир, в котором я росла  и в котором формировались мои ценности.  Ценности, которые, я думаю, не имеют срока годности. Я отказываюсь верить в то, что закончится срок для доброты, отважности, мудрости, честности

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА? С КАРТИНКИ В ТВОЕМ БУКВАРЕ.

Эта забытая сегодня песня стала началом моих размышлений. Известные всем и каждому в прошлом, XX веке, слова так просто говорят нам о главном в жизни…
А ведь и правда, азы, основы простых и важных для человека понятий, таких как МАМА, МИР, ДРУЖБА, РОДИНА, начинаются для каждого из нас в школе. И первым проводником в этот мир является БУКВАРЬ. А каким был ваш букварь? Помните ли вы, как разглядывали картинки, пытаясь запомнить порядок букв? Как учились складывать слоги и радовались тому, что из них получаются такие важные слова.

А ВЫ ПОМНИТЕ СВОЙ БУКВАРЬ?

Я помню – такой родной и любимый, красочный и яркий. Первые буквы, слова, фразы наполнены силой, светом и осознанием того, что я теперь большая, взрослая. Как строчки из стихотворения Агнии Барто ≪Я выросла≫: ≪Мне теперь не до игрушек, я учусь по букварю≫, которые я произносила с особой гордостью. Сейчас разглядываю букварь сына-первоклассника, тоже яркий и красивый, но не такой родной и близкий мне. Думаю, стоит рассмотреть поближе те послания, простые истины, которые таятся в наших букварях. Беру в руки два первых учебника – один старенький, потрепанный, тридцатилетней давности и совсем новенький, его последователь – современный букварь.

Кстати, бук + в + арь означает «примечательная книга», вот и мне хочется узнать, чем же мой БУКВАРЬ и БУКВАРЬ сына примечательны, их разделяют десятилетия, поколения, история. Какие открытия ждут в этом увлекательном путешествии от ≪того≫ к ≪этому≫?

Итак, начнем… Сразу стоит отметить, что у обоих много общего – картинки, рассказы, стихи о семье, профессиях, труде, животных, растениях, временах года, природе. Из них и тогда, и сейчас мы узнавали о великих поэтах, писателях, родном языке и… Родине.

Современный букварь наполнен текстами об увлечениях, праздниках, досуге и отдыхе. Есть даже рассказ о компьютере – его устройстве и функциях: для чего нужна мышка, как создавать файлы. Но ни слова не нашла о 9 Мая, о Великой Победе, о ветеранах или даже просто о стариках. В следующий раз уже через 9 лет на уроках истории в 10 классе ребятам расскажут о событиях Второй мировой.
Какая же огромная пропасть разделяет нас и во времени, и в событиях от осознания, что была такая ВОЙНА и такая НАША ПОБЕДА. И даже название у войны уже другое – не Великая Отечественная, а война Советского Союза с Германией.

Подсчитано, что Великая Отечественная война длилась 34005 часов, от момента ее начала – 4 часа утра 22 июня 1941 года – до подписания капитуляции в 1 час ночи по московскому времени 9 мая 1945 года. А у нас нет даже нескольких минут, пары слов, картинок, чтобы вспомнить об этом.

Первоклашки многое узнают о цирке, зоопарке и даже языческих праздниках Ивана Купала, Масленице, чучело которой горит ярким пламенем. Жизнь, словнопарк развлечений, где главная цель – быть веселым, жизнерадостным. Жизнь какого-то вечного детства, где нет старости, врагов, войны. Не обманываем ли мы своих детей, предлагая им думать о жизни исключительно в таком ракурсе? Ведь так или иначе, но жизнь внесет свои коррективы: никому не удалось избежать болезней, потерь, несправедливости, горя. Мой старый потрепанный букварь знал это и рассказывал нам: врагом является человек, который предает свою Родину, старость должна быть уважаемой младшими поколениями, больного нужно навестить, слабому помочь.
Получается, что у нас правда разная, и понять нам друг друга сложнее с каждым днем. Разность мировоззрений увеличивает дистанцию между поколениями, и родителям, которые хотя и живут в ногу с новинками технического прогресса, подчас трудно понять мировоззрение своих детей.

ПОНИМАТЬ БУКВАРЬ

Важно не только научиться читать слова, складывать из них предложения. Важно научиться понимать слова, их суть, корень. Например, слова ≪рОдина≫ и ≪родИна≫ (≪семья≫ в украинском языке) одинаковы в написании, и даже смысл этих слов близок. Родина для каждого из нас начинается со своей семьи, а если брать шире, то страна, люди со своими обычаями, языком, традициями представляются одной семьей. В этой семье у каждого есть свое дело, занятие, призвание.

Все разные, со своими особенностями, но вместе в одной семье. В моем ≪старичке≫ картинки, изображающие Родину, – это территория, и на ней нарисованы люди, в зависимости от региона – костюм и род деятельности, профессия: тут хлеборобы, тут шахтеры, здесь выращивают хлопок или чай. Случайна ли такая особенность, но в новом букваре Родина – это карта, где отмечены области, города, а люди не нарисованы. Выходит, что ребенок на картинке своей Родины видит только землю, территорию, запоминает ее протяженность с севера на юг и с запада на восток и уже в первом классе знает, сколько областей, рек и гор. А где же члены семьи? Где люди? В разных костюмах, с разными обычаями, культурой, профессиями? Где самое главное?

Как букварь знакомит нас с первыми важными словами, так и мне хочется прислушаться, присмотреться к словам… Еще одно слово – ≪отечество≫ имеет общий смысл со словами ≪отец≫, ≪отеческий≫. И в украинском ≪батьківщина≫ от ≪батько≫, ≪батьківський≫. Теплотой веет от этих слов. Все начинается с семьи, с отца и матери – связь эта неразрывна. Помнить, чей ты, откуда, кто твой отец, семья, – вот для меня смысл этих слов.

Сейчас стало все проще. Мы чаще представляемся по имени (кто я есть сам такой, сам по себе), а вот отчество – наша принадлежность к отцу, семье (≪родині≫), Родине – тактично опускается на западный манер. А ведь память не только о себе, но и о своих пра-пра-прадедах делает связь поколений сильнее.

СКАЖИ МНЕ, КТО ТВОЙ ДРУГ

Вместе с букварем и песней ≪о боях-пожарищах, о друзьях-товарищах≫ люди старшего поколения впитывали понятия Отечества, родного дома, семьи, мира. В моем букваре это понимание было через помощь и уважение к ветеранам – живым свидетелям ВОЙНЫ и ПОБЕДЫ – и безграничную благодарность им за мир. В этом была защищенность, и наша общность, и ценность жизни – моей и другого! Мы все вместе принадлежали своей стране, мы очень разные, но знали свои корни и гордились ими. Мы не отдельно, а С-Частью, и поэтому можно говорить о нашем СЧАСТЛИВОМ детстве.

Да, мы не общались в социальных сетях, и мобильных телефонов у нас не было, и уже много позже мы узнали о компьютерных играх, но мы были счастливы! У нас было много общего – общий двор, игрушки, занятия… Помню, в моем детстве были игры в ≪войнушки≫, ≪зарницу≫ (современный квест). Тогда было четкое разделение ≪наш≫ – ≪не наш≫, был азарт, интерес, люди проявлялись по-настоящему, и ты понимал, с кем ты ≪на одной волне≫ или, как говорят, с кем бы ≪пошел в разведку≫.

И в этих играх рождалась настоящая дружба и закладывалось понимание отношений между людьми, правды, справедливости – это была проверка на прочность. На главный вопрос ≪С чего начинается Родина?≫ песня дает хороший и честный ответ:С хороших и верных товарищей,Живущих в соседнем дворе.
В КОГО ИЛИ ВО ЧТО ИГРАЮТ ДЕТИ СЕЙЧАС? Cейчас дети играют в людей-пауков, бэтменов, суперменов, потом переходят в виртуальное пространство ≪танчиков≫ и ≪сталкеров≫, где нет принадлежности, чей ты: враг виртуален, абстрактен и не важен сам по себе, так же, как и не важны причины, из-за которых идет ≪война≫, и что поставлено на кон. Каждый сам по себе, за себя и для себя. В этих играх ты ≪человек мира≫, играешь по сети, становясь там ≪генералом≫, ничего не знаешь о настоящих героях –букварь об этом учтиво промолчал. Именно от молодежи сейчас приходится так часто слышать о пустоте и одиночестве, спасением от которых стали социальные сети.

А.П.Чехов писал: ≪За дверью каждого человека должен стоять человек с молоточком и стуком напоминать, что есть еще несчастные≫.

О походах наших, о боях с врагамиДолго будут люди песни распевать,И в кругу с друзьями часто вечерамиЭти дни когда-нибудь мы будем вспоминать…поется во фронтовой песне.

Воспоминания и память человека делают его цельным, наполненным и живым. Уменя, как и у поколения моих родителей, уже нет воспоминаний о войне. Мои воспоминания – это воспоминания моего деда, участника боевых действий, моих бабушек – детей войны, я живу с их правдой, их историей – жестокой, суровой, но настоящей. Мы должны понимать, что кто не помнит прошлого, у того нет будущего. Ведь Родина – это больше, чем территория, на которой живем, больше, чем культура нации, – это возможность и способность иметь общую историю, память. Эта память помнит и хорошее, и плохое, но в ней точно есть место благодарности, милосердию, ценности жизни своей и другого.

Как много разного между нашими букварями, они написаны на разных языках, в разных странах. Разные сюжеты, картинки живут на страницах каждой из этих книг. И все же неизменными остались основы, с которых начинается каждый человек. Первое слово в наших букварях – МАМА, строчки о твоей и моей Родине, языке, доброте и справедливости, честности. Пока современный букварь, рассказывая о компьютере, телефонах и прочих чудесах техники, все же говорит моему сыну об этих вечных истинах, можно спать спокойно, восполняя пробелы всем тем, что свято хранится в моей памяти и памяти моего рода. И тогда есть надежда, что наши дети, зная свои истоки, свое прошлое, не повторят его ошибок.

Наталья Пушкарева

This entry was posted in Методические материалы. Bookmark the permalink.

Comments are closed.